(Итак, время - плохое. Директор школы и самое образование сейчас - пло­хие. В милиции произвол, на улицах — бандитизм. Казалось бы, каждый встре­ченный на улице прохожий повторит то же самое, ибо время перемен находит больше хулителей, чем почитателей. Но, в отличие от нашей героини, встречный прохожий будет держать эти мысли в своей душе, не подчиняя свою жизнь разоб­лачению безобразий. Подавляющая часть гармоничных личностей вовсе не торо­пится принять за истину известный постулат К. Маркса: «Счастье — это борьба».)

При этих словах плачет. Себя психически больной не считает и очень обрадовалась сообщению об отсутствии у нее душевного заболевания. Спокойно реагирует на заявление эксперта о наличии особенностей характера, заявляя, что у нее действительно непрос­той характер. Но тут же спрашивает, неужели из-за этого нужно привозить насильно в психдиспансер. Соглашается с доводами членов комиссии о необходимости время от вре­мени искать компромиссы с директором школы, учениками, что жизнь сложнее схем и принципов. Тут же приводит примеры, когда, понимая это, спокойно реагировала на сложные ситуации в жизни. На примере отношений с потерпевшим сообщает, что сразу после извинений никаких неприятностей в их отношениях больше не было, что она даже преподает сестре этого мальчика и относится к ней очень тепло, так как сестра К.М. отличается в лучшую сторону от брата. В ходе беседы речь обстоятельна, отличалась многословным объяснением своих поступков. Память сохранная. Интеллект выше средне­го уровня. Эмоциональные реакции насыщенные, напряженные. Дважды за время беседы начинала плакать, но довольно быстро успокаивалась. В ходе разговора дважды обнару­живала повышенную тревожность, когда речь шла о дочери и своей собственной судьбе в смысле отношений с психиатрической службой.

(Итак, в психическом статусе мы можем отметить склонность к застреванию на конфликтных ситуациях, которые рисуются исключительно в благожелатель­ном для себя свете. Это качество паранойяльных личностей, которое Леонгардт называет «сверхпамятливостью». Сам по себе статус занимает довольно большое место для акта экспертизы, обычно составляемый сухим, отточенным языком, ибо многоречивость и обстоятельность не могли не отразиться в описании психи­ческого состояния. Можно цепляться за отдельные высказывания и опасения за жизнь дочери, но как таковых бредовых идей не фиксируется.)

Патопсихологическое обследование. Испытуемая охотно вступает в беседу, подроб­но рассказывает о сложившейся конфликтной ситуации, отвлекается на несуществен­ные детали, на аффективно значимые темы. Временами заметно волнуется. Себя счи­тает психически здоровой. Характеризует себя: «Эмоциональный человек, не люблю не­правду, очень эмоциональная в отношении неправды...» Правонарушение отрицает. Используемые методики: СМИЛ, Сонди - исследование индивидуально-психологических особенностей. Результаты обследования по методикам. При процедуре тестирования ис­пытуемая стремится все отрицать, не задумываясь над содержанием утверждений, а также дает максимально нормативные ответы. При использовании проективного ме­тода теста Сонди отказывается «выбирать» портреты, ссылаясь на то, что она напу­гана и не знает, как нужно правильно это делать. После неоднократных уговоров согла­силась на процедуру тестирования. По данным личностных методик испытуемая выявля­ет высокий уровень мотивации достижения, активность личностных позиций, стремление производить впечатление на людей, поиски признания своих заслуг, нетерпимость к возражениям, недоверчивость. Таким образом, П. Р.И. обнаруживает выраженную акцентуацию характера мозаичного типа.

Выводы: ответить на вопросы о наличии физиологического аффекта или иного эмоционального состояния у испытуемой в момент совершения инкрими­нируемого ей деяния не представляется возможным ввиду отрицания подэкспер­тной самого факта правонарушения. В момент совершения инкриминируемого деяния могла осознавать фактический характер своих действий, их обществен­ную опасность и руководить своими действиями.

По данным психологического исследования и оценки психического состоя­ния обнаруживает паранойяльное расстройство личности с преобладанием черт сенситивно-паранойяльного и эпилептоидного спектра, что подтверждается ри­гидностью, отстаиванием справедливости, стремлением «добиться правды», по­вышенной конфликтностью, «сверхпамятливостью» в сочетании с обидчиво­стью, уязвленностью, плаксивостью. В то же время имеющиеся проявления пара­нойяльной личности не достигают степени выраженных бредовых идей, сверхценных по механизму их образования, переживания всегда носят конкрет­ный, предметный характер, связаны с реальными психогенными ситуациями. В течение многих лет испытуемая оставалась трудоспособной и социально адап­тированной, работала много лет педагогом, растила дочь. В принудительных ме­рах медицинского характера не нуждалась. Как нам называть те эпизоды из ее жизненной судьбы, когда она попадала в поле зрения и исследования психиат­ров? Всегда ли мы обнаруживали поводы для возникновения ее протестных реак­ций. Если верить в предоставляемые ею сведения, каждый эпизод борьбы с несп­раведливостью в нашей жизни провоцировался тем или иным реальным событи­ем, и это есть та «почва», которая порождает сверхценные идеи. Поскольку все конфликтные ситуации, включая и эпизоды уголовного дела, находятся в плос­кости ее структуры личности, ничего нового не добавляя, их нужно именовать де­компенсациями основной структуры личности — декомпенсациями паранойяль­ного расстройства личности.