Шизоидное расстройство личности
Шизоидное расстройство личности — самое сложное по феноменологическим проявлениям расстройство личности. Сложность усугубляется еще и тем, что зачастую обнаруживается массивная наследственная отягошенность. До сих пор идут споры, что же это такое — мягкое течение шизофрении или аномалия личности. Не вдаваясь в долгие теоретические диспуты, мы примем за отправной момент временной фактор. Если «мягкое» психическое расстройство возникает в ранние годы жизни и сопутствует человеку всю жизнь - вероятнее всего речь идет об аномалии личности. Если же аналогичное «мягкое» расстройство появляется в качестве рубежа, некоей особенной отметины, после которого судьба делает поворот, изгиб, вираж, это более похоже на вялотекущую шизофрению. В профессиональной жизни каждого психиатра набирается несколько десятков случаев, когда окончательный диагноз в истории болезни был выставлен, а вот в душе врача, в его разуме поселился непокой, неудовлетворенность, незаконченность. Среди наших примеров также имеется пять-шесть таких случаев из жизни. Предлагаемый — один из них. И пусть бог убережет нас от таких коллег, которые смогли бы безапелляционно высказать по таким больным «истинно верное суждение».
Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?
У А.М., 1985 г. рождения, студент.
Впервые поступил в психиатрическое учреждение 30 июня 2003 г. на стационарное обследование по линии райвоенкомата.
Анамнез. Со слов больного, матери больного, из медицинской документации известно, что наследственность психопатологически отягощена: бабушка по линии матери и родной брат матери страдают хроническим психическим расстройством (шизофренией).
(Итак, с первых строк истории болезни мы имеем упоминание о массивной наследственной отягощенности, причем родственным по феноменологии с предполагаемым расстройством личности.)
Родился от первой нормально протекавшей беременности (мать в это время была студенткой медицинского института). В родах безводный период продолжался 7 ч, отмечалось асинклитическое вставление головки, родился в асфиксии (из обменной карты). В течение недели находился в реанимации.
(Долго не раздумывая, мы должны предположить, что столкнемся в будущем развитии нашего пациента с проблемами последствий родовой травмы.)
Рос ослабленным, болезненным ребенком. Инвалид детства по поводу бронхиальной астмы атопической формы. С детства был «странным» ребенком, держался отчужденно, предпочитал уединяться, с детьми не общался, ни в какие игры не играл, не любил шумных компаний, целыми днями мог бродить по двору, собирать камушки, палочки, которые часами рассматривал, перекладывал их с места на место.
(С первых лет жизни регистрируются важнейшие особенности личности ребенка явно шизоидного регистра.)
К детскому саду адаптироваться не смог, капризничал, плакал, сбегал. В школу пошел с 7 лет. 5 классов окончил на «отлично», затем успеваемость снизилась. Во время учебы в школе часто жаловался на головную боль, утомляемость, был угрюмый, неразговорчивый, избегал шумных компаний, не мог долго готовиться к предметам, так как быстро уставал, усиливалась головная боль.
(Особенности психического состояния, связанные, скорее всего, с родовой травмой.)
В 1998 г. попал в автомобильную аварию, получил ушиб мягких тканей головы, признаки 34МТ отрицает. С 2000 г. состояние еще более усугубилось, появилось нарушение сна, стал еще более угрюмый, мрачный, появился страх за жизнь, ощущение, что «можно умереть и ничего не успеть сделать». Стало казаться, что окружающие люди посмеиваются над ним, «недобро поглядывают».
(Что это? Тот самый вираж, поворот, рубеж или декомпенсация развивающегося расстройства личности в период пубертатного криза?)
С этого же времени начал отмечать нарушения «процесса мышления», «мысли в голове путаются, в течение длительного времени крутится одна и та же мысль, тяжело соображать». Отмечает снижение работоспособности, стало тяжело учиться, не усваивал материал. Закончил школу на «удовлетворительно». В настоящее время учится в КамПИ на автомеханическом факультете, на III курсе. Сам больной согласился на учебу пассивно. Заинтересованность к выбранной профессии в процессе обучения не появилась, хотя занятия посещает регулярно. Учеба дается тяжело, сам объясняет это «трудностями сосредоточиться... голова в постоянном напряжении, повышенной утомляемости...», часто сдает экзамены в дополнительную сессию. Со слов матери, сын по характеру раздражительный, неуравновешенный, пассивный, молчаливый, необщительный, очень сложные отношения с сестрой, «могут убить друг друга», с матерью постоянные скандалы, не терпит телефонных звонков, гостей в доме, даже родственников («через 30 мин начинает выгонять»). Друзей не имеет, из дома почти не выходит, большую часть времени проводит в комнате.