Шизоидное расстройство личности

Шизоидное расстройство личности — самое сложное по феноменологическим проявлениям расстройство личности. Сложность усугубляется еще и тем, что за­частую обнаруживается массивная наследственная отягошенность. До сих пор идут споры, что же это такое — мягкое течение шизофрении или аномалия лич­ности. Не вдаваясь в долгие теоретические диспуты, мы примем за отправной мо­мент временной фактор. Если «мягкое» психическое расстройство возникает в ранние годы жизни и сопутствует человеку всю жизнь - вероятнее всего речь идет об аномалии личности. Если же аналогичное «мягкое» расстройство появля­ется в качестве рубежа, некоей особенной отметины, после которого судьба дела­ет поворот, изгиб, вираж, это более похоже на вялотекущую шизофрению. В про­фессиональной жизни каждого психиатра набирается несколько десятков случа­ев, когда окончательный диагноз в истории болезни был выставлен, а вот в душе врача, в его разуме поселился непокой, неудовлетворенность, незаконченность. Среди наших примеров также имеется пять-шесть таких случаев из жизни. Пред­лагаемый — один из них. И пусть бог убережет нас от таких коллег, которые смог­ли бы безапелляционно высказать по таким больным «истинно верное суждение».

Случай 33. Шизоидное или шизотипическое расстройство личности?

У А.М., 1985 г. рождения, студент.

Впервые поступил в психиатрическое учреждение 30 июня 2003 г. на стационарное об­следование по линии райвоенкомата.

Анамнез. Со слов больного, матери больного, из медицинской документации известно, что наследственность психопатологически отягощена: бабушка по линии матери и род­ной брат матери страдают хроническим психическим расстройством (шизофренией).

(Итак, с первых строк истории болезни мы имеем упоминание о массивной наследственной отягощенности, причем родственным по феноменологии с пред­полагаемым расстройством личности.)

Родился от первой нормально протекавшей беременности (мать в это время была студенткой медицинского института). В родах безводный период продолжался 7 ч, от­мечалось асинклитическое вставление головки, родился в асфиксии (из обменной карты). В течение недели находился в реанимации.

(Долго не раздумывая, мы должны предположить, что столкнемся в будущем развитии нашего пациента с проблемами последствий родовой травмы.)

Рос ослабленным, болезненным ребенком. Инвалид детства по поводу бронхиальной ас­тмы атопической формы. С детства был «странным» ребенком, держался отчужденно, предпочитал уединяться, с детьми не общался, ни в какие игры не играл, не любил шумных компаний, целыми днями мог бродить по двору, собирать камушки, палочки, которые ча­сами рассматривал, перекладывал их с места на место.

(С первых лет жизни регистрируются важнейшие особенности личности ре­бенка явно шизоидного регистра.)

К детскому саду адаптироваться не смог, капризничал, плакал, сбегал. В школу пошел с 7 лет. 5 классов окончил на «отлично», затем успеваемость снизилась. Во время учебы в школе часто жаловался на головную боль, утомляемость, был угрюмый, неразговорчи­вый, избегал шумных компаний, не мог долго готовиться к предметам, так как быстро уставал, усиливалась головная боль.

(Особенности психического состояния, связанные, скорее всего, с родовой травмой.)

В 1998 г. попал в автомобильную аварию, получил ушиб мягких тканей головы, приз­наки 34МТ отрицает. С 2000 г. состояние еще более усугубилось, появилось нарушение сна, стал еще более угрюмый, мрачный, появился страх за жизнь, ощущение, что «можно умереть и ничего не успеть сделать». Стало казаться, что окружающие люди посмеива­ются над ним, «недобро поглядывают».

(Что это? Тот самый вираж, поворот, рубеж или декомпенсация развивающе­гося расстройства личности в период пубертатного криза?)

С этого же времени начал отмечать нарушения «процесса мышления», «мысли в голове путаются, в течение длительного времени крутится одна и та же мысль, тяжело сооб­ражать». Отмечает снижение работоспособности, стало тяжело учиться, не усваивал материал. Закончил школу на «удовлетворительно». В настоящее время учится в КамПИ на автомеханическом факультете, на III курсе. Сам больной согласился на учебу пассив­но. Заинтересованность к выбранной профессии в процессе обучения не появилась, хотя занятия посещает регулярно. Учеба дается тяжело, сам объясняет это «трудностями сосредоточиться... голова в постоянном напряжении, повышенной утомляемости...», час­то сдает экзамены в дополнительную сессию. Со слов матери, сын по характеру раздра­жительный, неуравновешенный, пассивный, молчаливый, необщительный, очень сложные отношения с сестрой, «могут убить друг друга», с матерью постоянные скандалы, не терпит телефонных звонков, гостей в доме, даже родственников («через 30 мин начина­ет выгонять»). Друзей не имеет, из дома почти не выходит, большую часть времени проводит в комнате.