(Заканчивая изучение анамнеза, мы отмечаем выраженные шизоидные изменения личности, констатированные матерью, прослеженные ею на протяжении многих лет. Мать не акцентирует внимание на последних событиях анамнеза.)
Интересуется музыкой, компьютерами, в свободное время смотрит фильмы.
Психическое состояние при первой госпитализации: сознание не нарушено. Внешне опрятный. Ориентирован верно. К беседе относится пассивно, большую часть времени молчит. Предпочитает, чтобы больше рассказывала мать. На вопросы отвечает по существу, односложно. Анамнестические сведения сообщает путем ответов на вопросы. Настроение снижено, выражение лица спокойное, безразличное. Мышление несколько замедленное. Быстро утомляется. Отмечает, что временами бывает «обеспокоен какой- то мыслью», которая вытесняет другую, он ее забывает, теряет мысль, о чем нужно думать, трудно становится соображать. Бредовых идей не высказывает. Уровень интеллекта соответствует полученному образованию. Критика к имеющемуся состоянию несколько формальная.
ЭЭГ от 06.06.03 г.: умеренно выраженные изменения биоэлектрической активности коры головного мозга, свидетельствующие об ирритации по всей конвекситальной поверхности. Очаговых и пароксизмальных изменений не выявлено.
Краниограмма от 03.06.03 г.: признаки внутричерепной гипертензии.
РЭГ: объем пульсового кровенаполнения достаточный, тонус сосудов в ВБ повышен с венозной гипертензией.
Патопсихолог 01.07.03 г.: обследование личности выявляет нарушение по астено-нев- ротическому типу с шизоидными включениями. Внимание неустойчивое, темп умственной работоспособности замедлен, операционная сфера мышления без грубых нарушений. Долговременная память не нарушена, отмечается слабая динамика заучивания при механическом запоминании.
В результате обследования установлен диагноз шизоидного расстройства личности, в стадии декомпенсации на резидуально-органической почве.
Повторно находился в дневном стационаре ПНД с 29.01.04 по 25.02.04 г., куда обратился с жалобами на периодические головные боли ноющего характера с преимущественной локализацией в правой височной области, сопровождающиеся головокружением, редко тошнотой, усиливающиеся в вечернее время, при психо-физических нагрузках, при перепадах атмосферного давления. Жалуется на трудности сосредоточиться, ощущение, что «голова забита мыслями», «часто возникают мысли, противоречащие друг другу, или длительное время крутится одна и та же мысль».
(Что это? Патологическое расстройство мышления, ментизм или особенности мышления шизоидной личности?)
В транспорте «укачивает, тошнит, даже при поездках внутри города». Кроме того, затруднено засыпание. По 1,5—2 ч не может заснуть, связывает это «с мыслями в голове». В психическом статусе: сознание не нарушено. Внешне одет опрятно. Ориентирован верно. В начале беседы, пока на приеме присутствовала мать, сидел, опустив голову, в разговоре участия не принимал. Оставшись наедине с врачом, немного оживился. Несмотря на бедность эмоциональных реакций, некоторую однообразность мимики, заинтересовался беседой, по существу отвечал на вопросы, хотя многословностью не отличался. Голос тихий, монотонный. Речь невыразительная. Рассказал о своих жалобах. Настроение ровное. Внимание привлекается, удерживает. Мышление по темпу замедленное, по стройности не нарушено. Грубых мнестических и интеллектуальных нарушений не выявляется. Отрицает «голоса», бреда активно не высказывает. Охотно согласился на лечение.
Больной регулярно посещал отделение. На фоне проведенного лечения отмечает значительное улучшение состояния. Выровнялось настроение, стал более активным, общительным. Охотно занимается учебой. Головные боли не беспокоят. Прошло ощущение, что в голове «крутятся одни и те же мысли». Доволен лечением. Благодарит. Выписывается с улучшением. Наблюдение психиатра консультативное.
Последняя госпитализация с 05.05.05 по 09.06.05 г. Поступил с жалобами на редкие головные боли ноющего характера разной локализации, «зудящие» по характеру, возникающие при умственных нагрузках, перепадах атмосферного давления. Жалуется на трудность сосредоточиться, ощущение, что «голова забита мыслями». Беспокоит повышенная утомляемость: «К вечеру еле передвигаю ноги». Жалуется, что преобладает сниженный, несколько мрачный фон настроения. Тяготится общества и шумных компаний, возникают внутреннее напряжение, раздражение и агрессия».
Психическое состояние: в отделение пришел в назначенный день. Терпеливо дождался своей очереди, по приглашению вошел в кабинет. Походка неторопливая, движения скудные, несколько замедленные. Сознание не помрачено. Внешне одет опрятно. Ориентировка всех видов сохранена. Настроение несколько снижено. Взгляд тусклый. С самого начала беседы, несмотря на бедность эмоциональных реакций и некоторую однообразность мимики, проявил интерес к разговору, по существу достаточно полно отвечал на вопросы, хотя многословностью не отличался. Голос тихий, монотонный. Речь невыразительная. Рассказал о своих жалобах, поделился некоторыми рассуждениями о своих проблемах. Считает, что общение с девушкой в настоящее время повредит его учебе, «придется много времени терять на общение с ней...».
(Встречающееся у шизоидов рационалистическое объяснение отсутствия интимной жизни.)
Не раз в ходе беседы подчеркнул, что комфортнее себя чувствует один, не любит шумные компании, старается избегать общества. Жалуется на то, что «голова постоянно забита ненужными мыслями», «напряженная», с этим связывает трудности сконцентрироваться, усвоить материал. Внимание привлекается, удерживает. Мышление по темпу замедленное, по стройности не нарушено. Грубых мнестических и интеллектуальных нарушений не выявляется. Острой продуктивной психопатологической симптоматики на момент осмотра не выявляется. Охотно согласился на лечение. Больной начал посещать отделение, принимать лечение. Параллельно собирается продолжить учебу, сдачу зачетов. В отделении спокоен, ни с кем не общается, получив все процедуры, уходит на занятия, домой. В течение последующего года, со слов матери, жалоб на здоровье не было. Закончил институт, поступил на работу и весьма успешно трудится. Установлено консультативное наблюдение. В амбулаторной карте ни одной записи после выписки из стационара нет.
При анализе случая следует отметить, что при всех трех госпитализациях врачи, проводя ВК, постоянно колебались в диагностике между расстройством личности
шизоидного типа и шизотип ическим расстройством личности (т.е. вялотекущей шизофрении). Повторим, что с раннего детства отмечались особенности личности в виде врожденной аутизации, некоторой отгороженности, эмоциональной «прохладности», особенностей мышления. Особых всплесков, манифестаций, экзацерба- ций болезненного состояния не отмечалось. В критические возрастные периоды особенности личности актуализировались. Но при всем том социальная динамика личности не приостанавливалась; хуже, чем были, межличностные отношения не стали. Особенность данного случая — заметное присутствие в клинической картине посттравматических проявлений — астено-вегетативных и церебрастенических, легких когнитивных нарушений, головной боли. Вполне вероятно, что у молодых коллег сложится иное впечатление об этом случае, ну что ж, того и хотели...