Постгравматическое стрессовое расстройство

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это психическое расст­ройство, которое диагностируется в виде отдельной нозологической формы в на­шей стране только в последние десятилетия. Особенное внимание к этому забо­леванию у нас стали уделять после известных трагических событий - Афганской и Чеченской войн. Если коротко суммировать суть психического расстройства - это выраженные психопатоподобные нарушения, появляющиеся спустя продол­жительное время после сильной психической и физической травмы (полгода- год), сопровождающиеся навязчивыми воспоминаниями, навязчивыми сновиде­ниями с яркой визуализированной картиной представлений и воспоминаний (flashbacks). Почти всегда представлены выраженные эмоциональные нарушения в виде дисфорий, субдепрессии или даже депрессии, сопровождающиеся злоу­потреблением алкоголем, агрессивными вспышками и антисоциальными дейст­виями. В большинстве случаев, по данным JI.K. Хохлова и по нашим наблюдени­ям, первоначально возникшее функциональное нарушение замещается органи­ческим поражением головного мозга с появлением различной выраженности психоорганического синдрома. Довольно сложно дифференцировать ПТСР и обычные последствия контузии мозга, что бывает довольно нередко в силу осо­бенностей военных действий в современную эпоху. Приводим клинический слу­чай с ветераном первой Чеченской войны.

Случай 35. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветерана Чеченской войны

Г. А.Н., 1975г. рождения. Поступает в дневной стационар ПНД 31.01.06г. Из анам­неза со слов больного и по данным медицинской документации известно, что родился в го­роде Набережные Челны от первой беременности единственным ребенком в семье. Когда больному было несколько месяцев, родители развелись, и своего отца он не помнит. На­следственность по психическим заболеваниям отрицает. Раннее развитие без особенно­стей. С 1,5—2 лет начал посещать детский сад, адаптировался спокойно, охотно прово­дил время в обществе детей. В возрасте 7 лет начал посещать школу. Учился хорошо, с интересом, в старших классах предлагали продолжить обучение в школе с углубленным изучением гуманитарных предметов. В свободное от учебы время занимался хоккеем, классической борьбой. По окончании 11 классов поступил в училище по специальности га- зоэлектросварщик, но учебу не закончил. Себя на тот период жизни характеризует как спокойного, уравновешенного человека.

(Оцениваем преморбид нашего героя как абсолютно чистый, не к чему прид­раться. Типичная судьба типичного юноши постсоветского периода.)

В 18 лет был призван в ряды армии и участвовал в «первой чеченской компании». Во время боевых действий получил контузию... «сознание потерял, кровь из ушей шла, в голо­ве все звенело...» и два ранения. Из выписки ВВК.. «огнестрельное слепое оскольчатое ра­нение левой половины грудной клетки, осложненное гемопневмотораксом, травматичес­ким пульмонитом. Оскольчатое ранение мягких тканей левого плеча с посттравматичес- кой плексопатией плечевого сплетения. ...». После получения контузии в течение нескольких часов, придя в сознание, продолжал участвовать в бою и только после ранения в грудь был госпитализирован... «контузия за ранение не считалась, людей не хватало...».

(Отметим особо высказывание пациента о том, что контузия за ранение не считалась. Что это означает? Что никакого лечения сотрясения головного мозга не проводилось и, конечно, последствия не замедлят сказаться.)

В течение года находился на II группе инвалидности у невролога, через год определили III группу. После службы в армии устроился товарным оператором на «Нефтебазу», но в связи с большой физической нагрузкой работать не смог. В течение двух лет работал в ЗАО «Барс» служащим, но после конфликта с руководителем и избиения сотрудника попросили уволиться. На втором году после службы стали часто мучить воспоминания, в которых больной видел трагические картины своей службы, кошмарные сновидения.... « говорить на эту тему не мог, начинало трясти...», присоединились головные боли, трево­га, страх что может сделать другим людям что-то плохое.