Наиболее информативными бывают движения и позы истерических личностей и порой шизоидов. У демонстративных личностей вся двигательная сфера, как и вся их жизнь, — театр. Каждым наклоном головы, взлетом бровей или изгибом губ такая личность говорит: «Обрати на меня внимание, я одна такая». Движения тела и позы в таких случаях являются самыми лучшими рассказчиками. Движения шизоидных личностей отличаются неловкостью, иногда чудаковатостью. Погруженные в свой глубокий внутренний мир, не замечая порой окружающей действительности, люди такого склада запинаются, идя по ровной дороге, задевают локтями, боками, рукавами, штанами и иными частями тела и одежды других людей, перила лестниц, двери, цветы, деревья и кустарники и т.д.
Молодой человек по пути на прием к участковому психиатру, глубоко задумавшись, не сумел разойтись на тротуаре с шедшей навстречу девчонкой. Одна нога у нее была в гипсе. Он сшиб ее, девочка упала. Наш пациент, не заметив этого, продолжал путь. Он дважды залез в лужу, споткнулся. Пока он падал, портфелем задел мужчину, с которого слетела шляпа. Поравнявшись с доктором, сухо улыбнулся, поздоровался, последовал дальше. Врач окликнул его, спросил, о чем он так сосредоточенно думает. «Я сумел решить одну занятную задачку по физике», — ответил он и обрадованно улыбнулся.
В этом весь шизоид. Он не заметил, как мимоходом задел, уронил, ушиб, опрокинул нескольких прохожих, но радуется решению трудной задачки. Бывают шизоидные личности с противоположной, сверхэкономной энергетикой моторной сферы. Их движения выверены и точны, как у солдат на парадном плацу, они подтянуты, стройны, аккуратно одеты, безукоризненно выбриты и образцово вежливы. Они внушают ощущение «инакости» именно своей не российской педантичностью. И это не паранойяльные педанты, а именно шизоиды, у которых имеется свой особый взгляд на соотношение внешности человека и его внутренней сути, на необходимость поддержания своего «фасада» в образцовом порядке. Внешний «фасад» своего улиточного домика становится важной составляющей их мира. Встречаются движения и позы, свидетельствующие прямо о наличии той или иной патологии. И хотя это предмет уже общей и частной психопатологии, а не введения в пропедевтику, один пример нужно привести. В 80-х годах XX в. в стране распространились последователи Порфирия Иванова и его учения «Детка». Кроме моржевания, известного в России с древних времен, последователи П. Иванова перед купанием в проруби и после него или обтирания снегом обязательно исполняли обряд обращения к солнцу. Раздетые, стоя босыми ногами на снегу, поднимали руки вверх и устремляли взгляд к солнцу. Не место давать оценку, к какой группе социальных феноменов это относится — суеверию, идолопоклонству, вере. Но нечто похожее многими летами раньше пришлось видеть у одного нашего больного, который испытывал вербальные псевдогаллюцинации, перемежающиеся идеаторными автоматизмами. Он слышал голос солнца то со стороны, то внутри головы, то в душе. В моменты интенсивного псевдогаллюцинирования он вставал во весь рост в прогулочном дворике, поднимал руки вверх, обращал лицо к солнцу и подолгу разговаривал с небесным светилом. Врачи уже знали, что присутствуют при «сеансе общения с солнцем».
Мы оценили одежду незнакомца, особенности его походки, движений, поз; дошла очередь обратить внимание на лицо. Когда мы говорим о своем личном впечатлении, подразумевая под этим быструю диагностику какого-либо расстройства психики, главной составной частью ее является, конечно же, измененная мимика больного. Э.С. Фельдман, написавший в 30-х годах статью о мимике больных схизофренией, пишет: «То, что это так, подтверждается верностью мгновенной диагностики схизофрении «опытным глазом» старых врачей-психиатров». И далее, отдавая уже тогда заслуженную дань методу К. Ясперса, он пишет: «Мимические формулы и выражение лица при процессуальных схизофрениях мы не выводим, не пытаемся объяснить психологически, а берем их как данность, как феномен, как новшество лица, как симптом болезни, вернее, как одну из ее сторон».
При взгляде на человека прежде всего обращают внимание на глаза. Глаза — зеркало души, это известно с детских лет. Трудно отделить глаза от губ, мимики лица, но все остальные части лица — это как сервировка стола к прекрасно изготовленному поваром обеду. Глаза могут выражать грусть и тоску, радость и гнев, страх и тревогу, удивление и покой. Разбираться в оттенках чувств, выражающихся взглядом глаз, необходимо обязательно, ибо единственное, что мы не можем подделать или искусственно изменить, это выражение глаз, «из которых смотрит душа». Одна актриса в телевизионной программе показывала, как вызывает у себя слезы в глазах. При этом она сказала, что для появления слез она должна себя ввести в состояние грусти или тоски, вспомнив какой-либо эпизод из жизни. Разница между хорошей артисткой и плохой — не в количестве льющихся слез, а в глубине переживаемого в момент артистического вдохновения произвольно вызванного состояния грусти или тоски. Что особенно важно оценить? Соответствие выражения глаз настроению больного, словам, которые он говорит, их содержанию. Народная мудрость гласит, что язык дан человеку, чтобы скрывать свои чувства. Язык и слова здоровых и больных часто обманывают собеседника. Парень смотрит на девчонку и говорит ей о любви. Какие бы слова он ни говорил, важным является выражение глаз. Из глаз льется восторг, обожание, смущение и всегда вопрос. Глаза спрашивают: «А ты, ты меня любишь?» Таким словам можно поверить. Эти же слова, сопровождающиеся плотоядно улыбающимися
губами, похотливым взглядом, ощупывающим выступающие места фигуры, означают совсем другое. У наших больных слова о хорошем, нормальном настроении ровно ничего не значат, если не сопровождаются соответствующим выражением глаз. Более того, если словами пациент говорит о хорошем настроении, а из глаз «льется» грусть, это очень опасно, это признак диссимуляции — сокрытия имеющейся депрессии. Бывает и наоборот, когда при жалобах на плохое настроение глаза говорят иное. Вновь речь идет о больных с демонстративной, конверсионной (истерической) патологией. «Ой-ой-ой, у меня депрессия! Такой тоски никто на свете не испытывал, жить я не хочу!» Вопят, стонут, заламывают руки. Глаза между тем, яркие выразительные, тихонько скользят по лицу врача, заглядывают ищуще в глаза доктора. А убедительно ли страдаем? Поверил ли врач? И это не симуляция. Больной действительно страдает, но это не та депрессия, при которой бросаются под поезд или лезут в петлю. У эпилептиков описан клинический признак «симптом Чижа» — оловянный блеск глаз. У наших больных нередко встречается колюче-враждебный взгляд, который является объективным выражением «unlust», т.е. враждебного отношения ко всему миру. Смотрим больную, совершившую попытку гомоцида. Отравилась сама и пыталась отравить свою малолетнюю дочь. Отрицает все, что написано в направлении, говорит, что безумно любит свою малышку. Но смотрит на всех застывшим холодным и враждебным взглядом.
После того как мы заглянули в глаза незнакомцу, пробежали по его лицу и уже захотели бросить мысленно фразу в отношении его волевого подбородка или оттопыренных ушей, нужно чуть притормозить. Лучше поосторожничать в оценке разных особенностей лица. Восприятие человеческого лица — очень субъективное дело. Кому-то подбородок кажется волевым, а другому — безвольным. Одному думается, что у этой девушки пухлые чувственные губы, а соседу так не кажется. В этом деле много надуманного и сомнительного. Психиатра в большей степени должен интересовать вопрос не о статусном срезе мимических мышц или анатомических особенностях лица, а о динамических возможностях мимики и выражения лица — как внешнего выражения эмоциональной жизни человека — как быстро и насколько точно выражение глаз, лица, мимики отражает реакцию собеседника на тот или иной пассаж или поворот беседы. У человека может быть очень широкая застывшая улыбка или совершенно неадекватное, постоянно радостное лицо имбецила. А у другого мы видим мягкую, очень робкую и осторожную улыбку, но вполне адекватную теме разговора или человеку, с которым этот разговор происходит. Вот и получается, что не сама по себе улыбка или слезы, грусть или гнев, поселившиеся на лице, имеют определяющее значение, а те быстрые изменения выражения лица: мимолетно брошенный взгляд, украдкой выкатившаяся слеза, молниеносно мелькнувшая на лице тень — все то, что отражает тонкие колебания душевной жизни человека. Очень важно не пропустить то, что швейцарский психиатр Э. Блейлер и старые авторы называли «разорванностью мимики», когда глаза улыбались, а рот был с опущенными от тоски углами. Блейлер пишет: «Умимики отсутствует единство, поднятый вверх лоб выражает, например, удивление, глаза с гусиными лапками могут создать впечатление улыбки, одновременно углы рта могут быть печально опущены вниз».
Вот и подошло время перейти от внешности незнакомца к неспешной беседе с ним. Беседа — это основа психиатрического исследования, главное профессиональное оружие психиатра. И это — уникальное оружие, неповторимость которого заложена в самой индивидуальности каждого нашего коллеги. Одним из лучших профессиональных подходов к проведению беседы с больным являются принципы проведения так называемого «клинического интервью», описанные В.Д. Менделевичем в его руководстве «Клиническая и медицинская психология» [48]. Нам остается только наполнить примерами из жизни эти принципы и этапы, и мы сможем начинать изучение психического состояния своих подопечных.