Хирургическая инфекция остается одной из наиболее важных и актуальных про­блем современной хирургии. Пациенты с гнойно-воспалительными заболеваниями составляют около 1/3 всех больных хирургического профиля. Тенденции к сниже­нию их числа и уровня летальности в последние годы не наблюдается.

По данным мировой литературы, внутрибольничные инфекции регистрируют у 4,5-18% всех стационарных больных. Уровень заболеваемости, по данным разных авторов, колеблется от 5 до 500 на 10 тыс. госпитализируемых. При этом на долю хирургических госпитальных инфекций приходится не менее 23%, а непосредствен­ной причиной смерти они являются у 4-7% умерших в стационарах. При различных нозологических формах ВБИ летальность колеблется от 3,5 до 60%.

Увеличение частоты гнойно-воспалительных заболеваний и послеоперацион­ных осложнений, наметившееся во всех странах, обусловлено неуклонным ростом числа, сложности и обширности оперативных вмешательств, повышением бытового и производственного травматизма, а также быстрым ростом числа штаммов микроорганизмов, устойчивых к действию антибиотиков. На современном этапе развития хирургии лечение и профилактика гнойно-воспалительных заболевании и ослож­нений, остается одной из самых важных и трудно разрешимых проблем, что евно не только с повсеместно широким распространением этих болезней, но зачи со сложностями их диагностики, клинического течения, лечения и исхода.  

Степень выраженности такого ответа детерминирована ге­нетически и зависит от реактивности организма на момент внедрения возбудителя инфекции, характера и объема повреждения тканей, степени их кровоснабжения, а также вирулентности микроорганизмов и их количества. К повреждениям тканей, способствующим развитию гнойной инфекции, относят не только непосредственное воздействие травмирующего агента (механическая, термическая, операционная и др. травма), но и наличие патологических процессов, нарушающих нормальную структу­ру тканей (доброкачественные и злокачественные опухоли, кисты, иммуно-аллергические, дегенеративные процессы и др.).

Критической дозой, способной вызвать гнойный процесс, считается наличие в очаге инфекции числа микробных тел, превышающего 105. Однако в условиях вы­раженной ишемии тканей, наличия гематомы, инородных тел развитие инфекцион­ного процесса может вызвать и значительно меньшее количество микроорганизмов.

Возникший в мягких тканях инфекционный воспалительный процесс на началь­ных этапах в большинстве случаев носит местный характер. При благоприятных условиях под влиянием иммунной защиты организма и предпринятого превентив­ного лечения происходит отграничение гнойного воспаления в виде абсцесса или его полное разрешение без перехода в стадию деструктивных изменений. Если раз­вившийся локальный гнойно-воспалительный процесс вовремя не ликвидирован и имеются местные и общие условия для его прогрессирования, то он продолжает распространяться в мягких тканях, занимая все новые площади, вовлекая окружаю­щие тканевые структуры, в результате чего развивается флегмона.

В ряде случаев гнойное воспаление сразу начинается очень бурно, носит диф­фузный, прогрессирующий характер и изначально протекает по типу флегмоны, что особенно характерно для стрептококковых и анаэробных инфекционных поражений.

Входными воротами могут быть как экзогенные, так и эндогенные источники инфекции. Гнойно-воспалительный процесс развивается при проникновении и ак­тивном размножении патогенных и условно-патогенных микробов в местах, не свойственных их привычному обитанию, или в изначально стерильных локусах. Распространение гнойной инфекции возможно тремя основными путями: по протя­женности (percontinuitatem), лимфогенным путем и гематогенным путем.

При развитии гнойных процессов, особенно обширных, в той или иной степе­ни присутствуют все три пути распространения инфекции. При лимфогенном пу­ти барьером для прогрессирования инфекции служат регионарные лимфатические узлы (подмышечные, забрюшинные, паховые и др.), которые реагируют развитием гиперплазии, а в последующем возникновением гнойного лимфаденита. При проры­ве инфекции через местный лимфатический барьер происходит дальнейшее ее рас­пространение на отдаленные пути лимфооттока и проникновение в общий кровоток с формированием системного воспалительного ответа на очаг инфекции.

Под гематогенным путем распространения инфекции понимают не только пря­мое проникновение микробных тел в общий кровоток, но в большей степени появле­ние там продуктов жизнедеятельности и распада микроорганизмов, которые, оказы-т системное воздействие на эндотелий сосудов внутренних органов, запускают каскад патологических реакций, формирующих синдром системного воспалительного отве­та на очаг инфекции (сепсиса) и полиорганной недостаточности.

При распространении инфекционного начала по протяженности существуют определенные закономерности, которые определяются особенностями местного им­мунитета тканей, локализацией и анатомическим строением пораженной области глубиной входных ворот, ходом и характером раневого канала, а также немаловаж­ную роль играет фактор гравитации.

При поверхностном расположении входных ворот инфекции гнойный процесс на начальных этапах распространяется по подкожной клетчатке. При ряде инфекций поверхностная фасция первично вовлекается в гнойно-некротический процесс (не­кротический фасциит), распространение гнойного воспаления по ней может перейти на поверхностные фасции соседних областей с захватом значительных площадей по­верхности тела. При субфасциальном гнойном процессе его развитие сначала прохо­дит в пораженном фасциально-мышечном футляре, и только при достаточно большом скоплении гнойного экссудата возможно разрушение фасциальных стенок и проник­новение инфекции в соседние футляры или переход на соседние структуры через ес­тественные щели по ходу крупных нервных, сосудистых стволов и сухожилий.

При инфекциях мягких тканей, протекающих с участием анаэробов, распростра­нение гнойных процессов не соответствует описанным выше закономерностям, так как анаэробы обладают факторами патогенности, позволяющими им беспрепятст­венно преодолевать различные барьеры. В связи с этим патологический инфекцион­ный процесс, вызываемый анаэробами, отличается обширностью и полиморфизмом. Большинство анаэробов являются естественными обитателями кожных покро­вов и слизистых оболочек человека. Более 90% всех анаэробных инфекций являются эндогенными. К экзогенным инфекциям относят лишь клостридиальный гастроэнте­рит, клостридиальный посттравматический целлюлит и мионекроз (инфекции после укусов), септический аборт и некоторые другие.